Словарь терминов курса "Профессия: Продакт-менеджер"

A

A/Б-тестирование (сплит-тестирование, split testing) – метод маркетингового исследования, позволяющего сравнить контрольный вариант с набором тестовых групп, в которых один или несколько показателей были изменены для того, чтобы выяснить, какие из изменений улучшают целевой показатель.

AARRR (Пиратские метрики) – фреймворк, который помогает увеличивать количество активных пользователей и выручку продукта. Расшифровка аббревиатуры:

  • Acquisition – привлечение
  • Activation – активация
  • Retention – удержание
  • Revenue – желание заплатить
  • Referral – желание рекомендовать

ARPU (Average revenue per user) – метрика, отражающая среднюю выручку на одного пользователя. ARPU = Revenue / Active Users (выручка деленная на количество активных пользователей)

ARPPU (Average revenue per paying user) – метрика, отражающая среднюю выручку на одного платящего пользователя. ARPPU = Revenue / Paying Users (выручка деленная на количество пользователей, совершивших оплату)

AIDA – маркетинговая модель потребительского поведения, описывающая последовательность событий, ведущих к принятию решения о покупке. Расшифровка аббревиатуры:

  • A – Attention (внимание)
  • I – Interest (интерес)
  • D – Desire (желание)
  • A – Action (действие)
  • S – Satisfaction (удовлетворение)

API – (Application Programming Interface) — описание классов, методов, функций и переменных, которые приложение использует для выполнения поставленной задачи.

Если говорить более простым языком — это готовый код для упрощения жизни программисту. API создавался для того, чтобы программист реально мог облегчить задачу написания того или иного приложения благодаря использованию готового кода (классов, методов, функций и пр.).

AI (Artificial intelligence) — искусственный интеллект.

Average Check (AC) – средний платеж. Average Check = выручка / кол-во платежей.

Agile (аджайл) –  это гибкая методология итеративной разработки продукта, в которой команды работают короткими, постепенными «спринтами». Scrum – процессный фреймворк на основе Agile.

B

B2B (Business to Business) – бизнес-модель, в которой компании продают свой товар/услуги корпоративным клиентам, то есть другим компаниям.

B2C (Business to Customer) – бизнес-модель, в которое компания продают свой товар/услуги физическим лицам.

B2G (Business to Government) – бизнес-модель, в которое компания продают свой товар/услуги государству.

Big Data – это различные инструменты, подходы и методы обработки структурированных и неструктурированных данных, для их использования в конкретных целях.

Beta Test – распространение продукта на группу пользователей полноценного запуска для получения обратной связи.

Backend – простым языком, это все, что работает на сервере, то есть «не в браузере» или «на компьютере, подсоединенном к сети (обычно к Интернету), который отвечает на сообщения от других компьютеров».

C

Customer development (СustDev) – метод разработки продукта через тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях. Чтобы узнать, откуда появился термин, советуем прочитать книгу Стива Бланка “Четыре шага к озарению”. 

CJM (Customer Journey Map) – карта пути клиента по взаимодействию с продуктом. Карта составляется от лица покупателя и выглядит как график или таблица с точками и каналами его взаимодействия/соприкосновения с продуктом.

CAC (customer acquisition cost) – стоимость привлечения клиента.

Churn Rate (коэффициент оттока) – показатель количества пользователей, которые прекратили использовать продукт.

CAPTHA (Completely Automatic Public Turing Test to Tell Computers and Humans Apart) – тест, определяющий кем является пользователь системы: человеком или компьютером. Пример: при попытке что-то скачать на сайте вас просят написать какой-то текст или отметить, где на картине, например, светофоры.

CTA (Call-to-action, призыв к действию) – маркетинговый термин для любого устройства, предназначенный для быстрого реагирования или немедленной продажи.

Cookies (куки) – текстовые файлы с данными на компьютере пользователя, в которых хранится информация о его предыдущих действиях.

CPA (cost per action) – модель оплаты рекламы или услуг интернет-продвижения, при которой плата производится за целевые действия, совершенные привлеченными посетителями.

CPC (cost per click) – модель оплаты рекламы или услуг интернет-продвижения, при которой плата производится за нажатие (клик) пользователя по рекламе.

CPI (cost per install) – модель оплаты рекламы или услуг интернет-продвижения, при которой плата производится за установку приложения.

CPM (cost per mille) – модель оплаты рекламы или услуг интернет-продвижения, при которой плата производится за 1000 показов рекламы.

CRM (Customer Relationship Management) – программное обеспечение для автоматизации процессов работы с клиентами.

CTR (click-through rate) – показатель кликабельности.

CTR = кол-во кликов / кол-во показов * 100%.

D
DAU (Daily Active Users) – количество уникальных пользователей, которые зашли в продукт в течение суток.
Data Science — это работа с большими объемами неструктурированной информации (англ. Big Data).
DBA (англ. Database administrator) — администратор базы данных, лицо, отвечающее за выработку требований к базе данных, её проектирование, реализацию, эффективное использование и сопровождение.
E
Empathy Map (карта эмпатии) – инструмент визуализации идей, позволяющий поставить себя на место пользователя, взглянуть на проблему, которую решает ваш продукт, его глазами.
F

Fail Fast (Fail Early, Fail Fast, Fail Often, Fail Cheap – «ранний провал, быстрый провал, частый провал, дешевый провал») – принцип, предполагающий быструю проверку гипотезы с минимальными затратами.

Frontend – простым языком, это все, что браузер может читать, выводить на экран и / или запускать. То есть это HTML, CSS и JavaScript.

Freemium – бизнес-модель, которая заключается в предложении воспользоваться ограниченным функционалом продуктом бесплатно, в то время как расширенная версия предоставляется платно.

Framework (фреймворк) – если простым языком, то это программная оболочка с набором готовых решений (методов, блоков, функциональности), позволяющая упростить и ускорить решение типовых задач, характерных для языка программирования.

G

Growth Hacking (взламывание роста: to grow — расти, to hack — взламывать) – подход в маркетинге, который отвечает за рост, расширение и продвижение компании с помощью использования необычных решений и инновационных разработок.

Guideline (гайдлайн) набор стандартов и инструкций по применению знаков, логотипов, элементов UI, их шрифтовому и цветовому исполнению, а также правильному размещению на различных платформах.

H

HEART – фреймворк отслеживания хорошего пользовательского опыта. Разработан компанией Google. Расшифровка аббревиатуры.

  • Happiness – Счастье
  • Engagement – Вовлеченность
  • Adoption – Принятие
  • Retention – Удержание
  • Task success – Успех в выполнении задания

Hard и Soft skills – набор навыков сотрудника. Hard – профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Soft – личные качества, которые зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом.

Gartner Hype Cycle – цикл зрелости технологии. Кривая состоит из пяти фаз:

  • Запуск технологии
  • Пик завышенных ожиданий
  • Нижняя точка разочарования
  • Склон просвещения
  • Плато производительности
I

ICE – метод приоритизации идей продукта. Расшифровка аббревиатуры:

  • Impact – влияние
  • Ease – легкость реализации
  • Confidence – уверенность в оценке влияния и легкости реализации

ICE = Impact * Ease * Confidence

Impact Mapping – это инструмент визуализации целей проекта или продукта с обозначением влияния, которое должно подтолкнуть бизнес заказчика к достижению целей. Why – центральный элемент карты, который отвечает на ключевой вопрос: Зачем мы это делаем? Это цель, которую бизнес пытается достичь. При визуализации нужно ответить на вопросы Why? Who? How? What?

INVEST – модель оценки качества написания User stories. Расшифровка аббревиатуры:

  • I – Independence (независимость)
  • N – Negotiable (обсуждаемость)
  • V –  Valuable (ценность, польза)
  • E – Estimable (измеримость, оцениваемость)
  • S – Small (компактность)
  • T – Testable (тестируемость)
K

KPI (Key Performance Indicator) – это числовой показатель, который помогает измерить степень достижения цели или оптимальности процесса, а именно: результативность и эффективность.

K-factor – виральность или процесс, когда пользователи делятся информацией о продукте. K-factor = Sent invites * Conversion.

Kanban – метод управления разработкой, реализующий принцип «точно в срок» и способствующий равномерному распределению нагрузки между работниками.

L

LTV (Lifetime value) – это общая прибыль от клиента в ходе его использования продукта.

Landing page (целевая или посадочная страница) – веб-страница, задачей которой является сбор контактных данных целевой аудитории.

M

MVP (minimum viable product) – продукт с минимальными функциями, помогающий получить обратную связь от пользователей и проверить наличие потребности. Часто в качестве МVP может выступать прототип продукта, который имитирует функции будущего продукта.

Mind Map (диаграмма связей, карта мыслей) – это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать процесс мышления.

MAU (Monthly Active Users) – количество уникальных пользователей, которые зашли в продукт в течение месяца.

Mobile — это фреймворк, правила и методики оптимальной разработки мобильных приложений в IT-Enterprise, которые полностью интегрированы с корпоративными решениями предприятия.

N
NPS (Net Promoter Score) – индекс измерения потребительской лояльности.
NOC - это система, основная задача которой — автоматизация повседневной работы центра управления сетью.
O

Onboarding (адаптация, введение в курс дела) – это процесс знакомства пользователя с продуктом, который помогает ему ощутить ценность продукта.

OKR (Objectives and Key Results, цели и ключевые результаты) — метод управления проектами, который позволяет синхронизировать командные и индивидуальные цели и обеспечить эффективный контроль над реализацией поставленных задач. Метод OKR разработан компанией Intel.

P

Poker planning (scrum poker, покер планирования) – техника оценки сложности и трудоемкости задач. Используется для оценки выполнения задач в Agile. Оценка производится голосованием каждого члена команды с помощью колоды карт, карточки которой представляют собой последовательность чисел (часто это ряд Фибоначчи: 0, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55).

Product Vision (видение продукта) – это ключевое представление продакта и команды о том, что представляет собой продукт, для кого он создан, какими ключевыми функциями он обладает и какие задачи решает.

Product launch — запуск нового продукта на рынок.

Q
QA (Software Testing and Quality Assurance) или тестировщик – это специалист по обеспечению качества программного обеспечения.
R

RICE – метод приоритизации идей продукта. Расшифровка аббревиатуры:

  • Reach – охват
  • Impact – влияние
  • Confidence – уверенность в оценке охвата, влияния и трудозатрат
  • Effort – трудозатраты

RICE = Reach * Impact * Confidence / Effort

ROI (Return On Investment) – это коэффициент, показывающий прибыльность или убыточность инвестиции – коэффициент окупаемости. ROI =(Доход - Затраты / Затраты) * 100%

ROMI (Return On Marketing Investment) — коэффициент возврата инвестиций маркетинговых каналов, тот-же ROI но в маркетинге.

Revenue share (доля выручки) – бизнес-модель, при которой партнеры получают долю от выручки, основанной на их сотрудничестве.

Roadmap (дорожная карта) – это документ, отражающий стратегическое видение и цели продукта. Технологический роадмап – краткосрочный или долгосрочный план выпуска продукта.

R&D сокр. от research and development исследования и разработки. R&D-менеджеры (от англ. Research &Developmet) — это «возмутители спокойствия» внутри корпораций. Именно они разрабатывают стратегии технологического развития компании, ищут перспективные разработки и проводят модернизацию производства.

S

SAAS (software as a service, программное обеспечение как услуга) – это бизнес-модель предоставления лицензии на программное обеспечение по подписке.

SMART – подход к постановке работающих целей. Расшифровка аббревиатуры:

  • Specific – конкретный
  • Measurable – измеримый
  • Achievable – достижимый
  • Relevant – значимый
  • Time bound – ограниченный во времени

Sitemap (карта сайта) – XML-файлы с информацией для поисковых систем о страницах веб-сайта, которые подлежат индексации.

SEO (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) – это всестороннее продвижение сайта для его выхода на первые позиции в результатах выдачи поисковых систем (SERPs) по выбранным запросам с целью увеличения посещаемости и дальнейшего получения дохода.

SWOT-анализ – метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).

Stakeholder (Stákeholder), также заинтересованная сторона, причастная сторона, участник работ, роль в проекте — лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям.

Sticky Factor (Stickiness Factor) – показывает степень лояльности и вовлеченности аудитории. Sticky Factor = DAU / MAU * 100%

Sprint (спринт) – это период времени, в течение которого происходит согласованный набор задач по разработке.

U

Use Case (вариант использования) – техника описания взаимодействия пользователя с продуктом через сценарии.

UTM-метка – специализированный параметр в URL, используемый маркетологами для отслеживания рекламных кампаний.

UI (user interface) – пользовательский интерфейс.

UX (user experience) – опыт взаимодействия. Это восприятие и ответные действия пользователя, возникающие в результате использования продукта или услуги.

Unit-экономика – метод экономического моделирования, используемый для определения прибыльности бизнес-модели, с помощью оценки прибыльности единицы товара или одного клиента. Простыми словами, это способ определить зарабатывает компания, привлекая новых пользователей, или работает в минус.

User story (пользовательская история) – способ описания требований к продукту через формулирование возможностей пользователя и их целей. Формула: Я, как [пользователь], хочу [что-то сделать], чтобы [цель/выгода].

User story mapping (карта пользовательских историй) – методология работы с пользовательскими историями для их группировки по типам пользователей и разбивки по приоритетам разработки (выделение истории для MVP). 

W

Waterfall – это долгосрочный метод разработки продукта, характеризующийся последовательным рядом этапов. Распространенный порядок: концепция, инициация, анализ, проектирование, разработка, тестирование, внедрение, поддержка. Ключевое отличие от Agile в том, что в среде разработки водопада после завершения работы над этапом команда не может вернуться назад, и разработка должна перейти к следующему этапу.

WAU (Weekly Active Users) – количество уникальных пользователей, которые зашли в продукт в течение недели.

Б
Бэкофис (Backoffice) – отделы компании, которые выполняют обслуживающие и административные функции. В продуктовых компаниях бэкофисом могут называть, например, интерфейс админки, которым пользуется отдел продаж.
С
Стек (англ. stack – стопка) технологий — это набор инструментов, применяющийся при работе в проектах и включающий языки программирования, фрэймворки, системы управления базами данных, компиляторы и т. д.
Ф

Фишинг – методы, позволяющие обмануть пользователя и заставить его раскрыть свою конфиденциальную информацию: пароль, номер кредитной карты